Школа будущего первоклассника

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁНННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУВАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Программа рассмотрена и принята
на заседании педагогического совета школы
протокол № 6 от 03.04.2023.

Утверждено
приказ № 44/1
от 05.04.2023 г.
Директор МКОУ «Куватская СОШ»
Часовитин Н.М.

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Школа будущего первоклассника»
Срок действия программы: 1 год
Возраст детей: 5,5 –7 лет

2023 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

Стр.

1.1

Пояснительная записка

3-8

1.2

Планируемые результаты освоения программы дополнительного
образования

8-9

1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися программы дополнительного образования

9-10

II. Содержательный раздел

2.1.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.

Организация
образования

образовательной

деятельности

дополнительного
11-12

Программы отдельных учебных курсов
Программа курса «От слова к букве»
Программа курса «Математические ступеньки»
Программа курса «Зелёная тропинка»

13-18
19-24
25-29

III. Организационный раздел

3.1.

3.2.
3.3.

Учебный план

30-31

Календарный учебный график
Система условий
образования

32-33

реализации

программы

дополнительного
34-36

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы:
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид
образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени. Программа дополнительного образования
МКОУ «Куватская СОШ» «Школа будущего первоклассника» является
модифицированной. Она составлена на основе программы «Преемственность»
(программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) научный. руководитель Н. А.
Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования
РФ и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность
дополнительного образования в МКОУ «Куватская СОШ»:
 Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.)
 Трудовой кодекс РФ.
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная
Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271;
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования приказ № 374 от 6.10.2009 года.
 Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред.
Постановления Правительства РФ от 19.07.2012 N 731, от 24.09.2012 N 957).
 Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного
образования детей и молодѐжи Минобразования России по развитию
дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.
(Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15433/16).
 Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты
детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
России от 28.01.2021.
 Устав МКОУ «Куватская СОШ»;
 Программа воспитания обучающихся на ступени начального, основного общего
и полного (среднего) образования МКОУ Куватская СОШ»;
 Учебный план по дополнительному образованию МКОУ «Куватская СОШ»;
3

Направленность программы.
Программа имеет социально-педагогическую
направленность. Она нацелена на социальную адаптацию, повышение уровня
готовности ребёнка к взаимодействию с различными социальными институтами,
формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни,
устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально
успешной личности, расширению «социальной практики», воспитание социальной
компетентности.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает
использование современных технологий, позволяющих активизировать
мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду
и формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию
потенциальных возможностей ребёнка, посредством овладения им УУД,
предложенными федеральными государственными стандартами начального общего
образования, начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление
целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением
недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение
общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять еѐ по
указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату;
умение
адекватно
понимать
оценку
взрослого
и
сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению;
умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и
самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к
обучению в школе.Программа не предусматривает диагностику формирования
предпосылок УУД.
Актуальность. Одним из приоритетных направлений развития образовательной
системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных
стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения)
при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей
детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно
обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России,
независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной
принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему
успешно обучаться в школе. Рост интереса к дошкольному детству относится
сегодня к числу общемировых общественных тенденций. Проблема подготовки
ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном
отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные стартовые
возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса

4

и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что
отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Особенно остро стоит
вопрос школьной подготовки перед родителями, чьи дети не посещают дошкольные
образовательные учреждения по разным причинам: недостаточная обеспеченность
населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребенка, желание
родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др.
Цели и задачи программы
Цель программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у
ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции
школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя
для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с
учетом ФГОС второго поколения.
Задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели
Основная форма обучения по данной программе – занятие. Занятия в «Школе
будущего первоклассника» призваны решать следующие задачи:
обучающие: развитие познавательной активности, познавательной мотивации,
интеллектуальных способностей детей;
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и
специальных), пополнение их;
воспитательные:
- формирование у обучающегося социальной активности, культуры общения и
поведения в социуме, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к
людям.
- формирование потребностей в самопознании, саморазвитии;
- формирование четких представлений о школе и формах школьного поведения
- воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства,
самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции
школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и
доброжелательности к людям.
развивающие:
- развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий
характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить
специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми);
обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень
знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его
ближайшего
развития;
обеспечивает
постепенный
переход
от
непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой
смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит
переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
5

сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой
системе школьного образования.
Место программы в учебном плане.
Программа рассчитана на 20 недель. Занятия в «Школе будущего
первоклассника» проводятся 1 раз в неделю в период с ноября по апрель текущего
учебного года. Общее количество часов –60 часов.
Начало занятий в 10 часов 00 минут. Окончание занятий в 11 часов 50 минут.
Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут. В
один день – 3 занятия.
Программа «Подготовка к школе» предлагает систему адаптационных занятий
и состоит из следующих курсов:
 «От слова к букве»;
 «Математические ступеньки»;
 «Зелёная
тропинка».
Количество занятий в неделю:
Название курса
Число занятий в
Число занятий в год
неделю
«От слова к букве»
1
20
«Математические ступеньки»
1
20
«Зелёная тропинка»
1
20
ИТОГО:
3
60
Психолога – педагогические принципы программы
Гуманистический принцип предполагает:
— всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания
благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
— защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и
значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной
обеспеченности;
— усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их
людям;
Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения
выступает:
— как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется
развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения,
умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;
— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и
взаимоотношения детей;
Принцип творческой активности предполагает:
— стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование
постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;
— участие в коллективных формах работы;
— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели
равноправия, уважения и признания самоценности каждого обучающегося.
6

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.
Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия
нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление
возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей
развивает волевую сферу.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками
строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к
данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания,
но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают
открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для
решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность
между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на
уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
Ценностные ориентиры программы
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый
класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит; владеет основными культурно-гигиеническими навыками:
самостоятельно одевается, раздевается, ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями,
животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье,
обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использует вербальные и
невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит
речевое высказывание в устной форме.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована
физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе.
Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем
состоянии здоровья ребёнка и отдельных функциональных систем организма. В
основе физиологической готовности лежит способность ребёнка переносить
нагрузки, связанные с систематической учёбой.
Социальная готовность к обучению в школе — готовность ребёнка к новым
формам общения с окружающими. При сравнении себя с другими у ребёнка
появляется самооценка. Сюда также относится понимание своей внешней и
внутренней позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем
психического развития ребёнка и уровнем развития качеств, необходимых для
учения. В возрасте 6—7 лет у ребёнка возникает новая структура переживаний, при
7

которой он начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит»,
«Я добрый», «Я злой» и т. д. Ребёнок открывает сам факт своих переживаний.
Отсюда вытекают некоторые особенности, характеризующие кризис 6—7 лет.
Также кризис связан с потерей детской непосредственности. Если принять во
внимание смену ведущей деятельности, одним из критериев психологической
готовности
будет
появление
позиции
школьника.
В
этом
смысле проявление кризиса 6—7 лет является одним из показателей готовности
ребёнка к школе.
Содержание программы
Курс «От слова к букве» (автор - Н.А.Федосова) помогает практически
подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений
проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта,
его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность
свойства, делать выводы.
Курс «Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие накопленных в
дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе подготовки лежат
непосредственные
наблюдения,
действия
с
предметами,
элементарные
эксперименты. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей
о предметном мире: о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике.
«Явления общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о
явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и
взаимозависимости.

1. 2. Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Подготовка к школе» предполагается
обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение
и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от
конкретных условий; осознанное и произвольное построение
речевого
высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по
указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и
невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к
процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по
общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
8

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное
отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
 распознавать первый звук в словах;
 внимательно слушать литературные произведения;
 называть персонажей, основные события;
 отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
 пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
 составлять элементарный рассказ по серии картинок;
 обсуждать нравственные стороны поступков людей;
 участвовать в коллективных разговорах;
 использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
 различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по
цвету, по размеру;
 считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
 определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
 ориентироваться в пространстве;
 ориентироваться в тетради в клетку;
 выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
 устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени,
по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за
услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
 различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
 различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,
колыбельные песенки, потешки);
 устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
 присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и
детализированного изображения. Поэтому курс предлагает тщательно продуманную
систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, курс «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к
обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися программы дополнительного образования
Результатом освоения образовательной программы в группе предшкольной
подготовки должно стать достижение воспитанниками готовности к школе, т.е.
необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им
основных общеобразовательных программ начального общего образования.
9

Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной
программы по подготовке детей к школе базируются на итоговых результатах
освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, обозначенных в Федеральных государственных требованиях к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2
раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей,
сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению воспитанников.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень
освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного
процесса на развитие ребенка. В связи с чем, мониторинг включает в себя 2
компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского
развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание
результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития
проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной
программы) проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью
мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения
дошкольника в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга
предполагает:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группе;
-анализ продуктов детской деятельностью;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития
ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ
карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и
организацию образовательного процесса в группе.
Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и включает в
себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих
способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная
задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка,
определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости
индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия
детского потенциала.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода
наблюдения за ребенком и бесед с ним, критериальных диагностических методик и
тестовых методов. Обязательным требованием к построению системы мониторинга
является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная
оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и
др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. На
основании проведенных оценок составляется индивидуальная карта развития
каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория его развития.

10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организация образовательной деятельности дополнительного
образования
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
 группа формируются из детей 5,5 -7-летнего возраста;
 продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 30 минут;
 наполняемость групп до 25 человек;
 форма работы школы будущих первоклассников - учебное занятие.
 начало занятий – 18 ноября 2023 года.
 окончание занятий –13 апреля 2024 года.
 режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут с перерывами на
отдых 10 минут.
 график занятий: суббота с 9 -00 до 10 -50
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является
ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности – это
урок. Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал,
предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной
основе и деление содержания на предметы условно. Занятия проводятся с помощью
комплекта пособий, подготовленных к программе Н. А. Федосовой
«Преемственность.
 Программа «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет,
научный руководитель Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2016),
рекомендованной Министерством образования РФ.
 Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия: Н.А. Федосова.
«От слова к букве». Пособие для детей 5–7 лет: М: Просвещение, 2016.
 С.И. Волкова. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М:
Просвещение, 2016.
 А.А. Плешаков. «Зелёная тропинка». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М:
Просвещение, 2016.
Этапы реализации программы
№
п/
п

Этапы работы

Основные действия

1

Организацион
ный

1. Создание информационного банка данных о детях 5-7
лет, не охваченных дошкольным образованием;
2.Составление
программ
и
планов
работы
образовательного учреждения по реализации программы
предшкольного обучения;
3.Сбор основных медицинских данных о состоянии
здоровья детей, об уровне их физического развития.

2

Методический 1. Внедрение новых форм педагогической учебы
(совместные заседания МО, встречи за «круглым столом»,
мастерские для педагогов и учителей начальных классов
11

3

4

по вопросам преемственности образовательного процесса в
соответствии с планом).
2. Отработка методов и форм работы с детьми по
подготовке к школе в условиях дополнительного
образовательного учреждения.
3. Изучение и анализ дополнительных образовательных
программ и программ начальной школы, нормативных
документов по подготовке детей к школе.
4. Взаимопосещение.
5. Проведение работы в виде совместных учебнотренировочных занятий родителей и детей.
6. Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу,
участие в праздниках детей из микрорайона, не
посещающих детский сад.
7. Осуществление единого подхода при формировании у
детей гигиенических навыков, в воспитании культуры
поведения, умении вести себя
со
взрослыми,
сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым,
аккуратным, умении занять себя найти дело по интересам,
в соблюдении режима дня, не допускающего физической,
психологической и интеллектуальной перегрузки и
способствующего общему развитию и оздоровлению
ребенка.
Психодиагнос 1. Проведение психодиагностической работы с детьми 6-7
тический
и летнего возраста, направленной на выявление уровня и
коррекционно особенностей
развития
ребенка,
выбор
педагогических
условий,
-развивающий дифференцированных
необходимых для его развития и подготовки к школе.
2. Определение для каждого ребенка программы развития
и коррекции и проведение коррекционно-развивающих
занятий с детьми 6-7 летнего возраста.
3. Создание системы единого медико-психологопедагогического контроля за динамикой развития детей с
целью решения проблемы адаптации в 1-м классе
(индивидуальная карта развития обучающегося).
Рефлексивно– 1. Проведение родительских собраний.
обобщающий 2. Коллективное творческое дело.
3. Творческий отчет.

12

2.2. Программы отдельных учебных курсов
2.2.1. Программа курса «От слова к букве»

Пояснительная записка
Программа курса «От звука к букве» разработана на основе программы Н. А.
Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет»,
авторской программы Н. А. Федосовой «От слова к букве», программы пред
школьные подготовки.
Рабочая программа рассчитана на 20 часов в год (по 1 занятия в неделю
продолжительностью 30 минут).
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
• Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к
школе. В двух частях. Часть 2 - М.: Просвещение, 2017.
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». М.: Просвещение, 2016
Курс «От звука к букве» помогает практически подготовить детей в возрасте 5,5
– 7 лет к обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание курса
направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная
основа для успешного изучения литературного чтения в школе.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие),
создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном
уровне навыков связной устной речи детей.
В данном курсе прослеживается интеграция работы по подготовке детей к
обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и
диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа
по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным
наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное
рисование);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека,
животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое
стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему
она тебе нравится больше других?); повествования (пересказ, рассказывание).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей,
расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому
развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в
курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной
школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что
является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого,
13

материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются
окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения
различных видов искусства (музыка, живопись).
Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость
использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и
активизации их словарного запаса и развитию речи. При подготовке к освоению
родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками,
сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать
вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное,
выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по
иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В процессе
знакомства
с
художественными произведениями и работы с ними осуществляется
интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их
эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают
диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без
напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для
осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и
эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений устного
народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное
многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное,
эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в
художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в
начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент
художественного произведения.
Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную
отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений
художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по
формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное
произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к
произведению и его героям. Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к
обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами
художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов,
должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей
собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Литературное чтение»
в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является
создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного
интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается
несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным
отбором
произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой
образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и
психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные
жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме
того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценированные
14

эпизоды, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений,
различные конкурсы).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и
чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному
произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом
речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной
дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов);
— восприятие на слух стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок,
рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров
основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные
языковые средства — эпитеты, сравнения (без использования терминологии));
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить
на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково
ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке
отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым
анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые
фиксируются с помощью различных фишек.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают
речевые игры, конструирование. Речевые игры развивают мышление, речь,
внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь
слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи
рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма,
размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово».
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и
развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с
помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети
конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы.
Содержание программы
Развитие и совершенствование устной речи
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка
словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств
неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных
— человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым
и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать
внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление
в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном учителем
(стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко,
образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в
собственной речи.
15

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли
слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать
произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту,
картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной
монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно
излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по
вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее
ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок
и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному
словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе
умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые
ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова. Формировать умение
правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать
правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в
своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные
признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет,
размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми
обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать
диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе
иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей
внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок,
стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на
иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной
жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц,
деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну) по плану, предложенному учителем,
или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить
отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить
составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета,
предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к
самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок,
стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи
окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование
элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения
слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание
обращается на технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы
дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки,
помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ,
языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков,
тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация
звука.
16

Подготовка к обучению чтению
Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам
литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать
на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать
фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком,
находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Закреплять правильное произношение
артикуляцию: обучать детей
четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту
голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному
использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением
звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и
обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и
согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова;
сопоставлять слова по звуковой структуре.
Учебно-тематический план по разделам:
№ п/п

1.
2.
3.

Наименование раздела
Количество часов
Буквы, обозначающие гласные звуки
6
Буквы, обозначающие согласные звуки
12
Литературная страна
2
Итого: 20 часов

Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание,
благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко —
тихо, быстро — медленно, весело — грустно;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция,
хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа,
громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на
собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не
мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной
деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное

17

№
п/п

1
2
3
4
5
6

Дата
Количе
проведения
ство
фак
часов
план
т

Тема занятия

Буквы, обозначающие гласные звуки (6ч)
«Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а].
1
Буквы А, а. Предложение.
«Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [ы].
1
Буква ы . Слово.
Звук [и]. Буквы И, и. Звук [э]. Буквы Э, э. Ударение.
1
Схема слова.
«Осенние странички». Буквы, обозначающие два звука.
1
Звуки [а], [й’а]. Буквы Я, я.
«Осенние странички». Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю.
1
Звуки [э], [й’э]. Буквы Е, е. Звуки [о], [й’о]. Буквы Ё, ѐ.
1
Буквы, обозначающие согласные звуки

(12 ч)
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20

«Зимние странички». Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.
Согласные звуки. Твѐрдые, мягкие согласные звуки.
Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.
Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н.
«Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.
Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки.
Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки.
«Зимние странички». Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. Звуки
[с], [с’]. Буквы С, с.
Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Шипящие
согласные звуки.
Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.
«Зимние странички». Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.
Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.
Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.
«Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
Звук [ц]. Буквы Ц, ц.
«Весенние странички». Звук [щ’]. Буквы Щ, щ.
Звук [ч’]. Буквы Ч, ч.
«Весенние странички». Звук [й’]. Буквы Й, й.
Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного.
Итоговое занятие «Путешествие в страну букв и
звуков».
Литературная страна (2 ч)
«Летние странички». Потешки. Сказки.
Скороговорки, пословицы, поговорки.
«Летние странички». Были. Загадки.

18

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

2.2.2. Программа курса «Математические ступеньки»

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» разработана на
основе программы
Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7
лет», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки»,
рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
образования.
Рабочая программа рассчитана на 20 часов в год (по 1 занятия в неделю
продолжительностью 30 минут).
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. «Математические ступеньки»: Учебное пособие для
подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2017.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к
школе детей 5-7 лет». - М.: Просвещение, 2016.
Данный курс определяет содержание работы по математической подготовке
детей 5,5 – 7 лет к обучению в школе и задаёт основные направления реализации
общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.
Главные цели курса математики подготовительного периода – это
формирование начальных математических представлений и развитие на их основе
познавательных способностей дошкольников.
Развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если
в процессе работы с математическим материалом систематически будут включаться
задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений,
анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение
доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка.
Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти,
мышления, внимания, речи – позволяет целенаправленно и систематически
развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие
их подготовки к школе.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений
проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта,
его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность
свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы
для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки детей к
школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития
ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с
использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
19

систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется
через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения,
памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три
основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт
десятками, основные свойства чисел натурального ряда; равенство, конкретный
смысл арифметических действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки
«+», «-», «=»); геометрическая (пространственные представления, простейшие
геометрические фигуры и их прообразы в окружающем мире, форма, размер,
расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших
геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги);
содержательно-логическая, построенная на основе математического материала двух
первых линий и создаёт условия для развития внимания, восприятия, воображения,
памяти, мышления детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая
идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и
эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка,
насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и
увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются: практический метод, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном
сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод,
позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя
эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками,
моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для
математики способом познания окружающего мира – методом моделирования
(работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных
и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных
элементов).
Более активное использование разнообразных дидактических игр
математического содержания позволяет не только углублять математические
знания, но и способствует формированию умений общаться с преподавателем,
развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать
свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
Содержание программы
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и
более предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по
длине, выше-ниже, шире-уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный,
прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же
цвета или разных цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов,
геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
20

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений:
длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении
заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по
заданному правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости
и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже,
внутри фигуры, вне фигуры и др.)
Простейшие геометрические фигуры: точка, отрезок, круг, многоугольник
(треугольник, четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие
многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона
многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя.
Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времени года.
Их последовательность. Неделя, месяц год. Уточнение понятия «месяц» (как
правило, четыре недели составляют месяц). Определение времени по часам (по
часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти
часов и т.п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше,
столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел
от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя
способами.
Основные характеристики
последовательности
чисел
натурального
ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в
этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в
группе от их свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счёт, его
отличия от счета количественного.
Моделирование
цифр
из
плоскостных
элементов
(треугольников,
прямоугольников и др.)
Десяток. Счет десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и
вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам.
Решение задач с опорой на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по
задаче.
Формирование
начальных
представлений
об
универсальности
математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с
различными сюжетами)
21

Учебно-тематический план по разделам:
№
Наименование раздела
Количество
п/п
часов
1
Величина
2
2
Ориентировка в пространстве
2
3
Геометрические фигуры
1
4
Ориентировка во времени
1
5
Количество и счет
14
Итого:
20 часов
Планируемые результаты:
В результате изучения курса по развитию математических представлений
обучающиеся должны
Знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц),
- состав чисел из двух меньших,
- различать геометрические фигуры,
- правую и левую сторону,
- понятия вчера, сегодня, завтра,
- называть месяцы года
Уметь:
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- соотносить цифру и число предметов,
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
- сравнивать числа в пределах 10,
- уравнивать неравное число предметов (добавить, убрать),
- различать форму предметов,
- выражать местонахождение предмета по отношению к себе и другим,
- называть части суток, время года, дни недели.
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на
плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз,
направо, налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между
и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия;
упорядочивать их;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат
числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий
сложения и вычитания;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их прообразы
в окружающем мире.

22

Календарно-тематическое план курса «Математические ступеньки»
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Дата
проведения
план фак
т

Величина (2 часа)
Знать: пользовать словами: больше-меньше, уже-шире, выше-ниже, часть
меньше целого
Уметь: делить целое на равные части, сравнивать предметы разные по
величине, выражать словами какой предмет больше, длиннее, выше, шире,
измерять длину предметов с помощью условной мерки.
1
Признаки предметов (размер, цвет, форма)
1
2
Сравнение предметов: большой, маленький,
1
больше, меньше; высокий - низкий, выше ниже
Ориентировка в пространстве (2 часа)
Знать: - правую и левую сторону,
Уметь: выражать местонахождение предмета по отношению к себе и другим,
ориентироваться на листе бумаги
3
Ориентация на плоскости: слева, справа Длина.
1
Длиннее - короче
4
Сравнение предметов по массе,
1
количеству. (больше, меньше, столько же).
Геометрические фигуры (1часа)
Знать: различать геометрические фигуры, различать их
Уметь: различать форму предметов, рисовать геометрические фигуры
5
Геометрические фигуры. Круг. Многоугольник.
1
Отличие многоугольника от круга. Треугольник,
четырехугольник. Отрезок – как сторона
многоугольника. Точка.
Точка. Отрезок – как сторона многоугольника.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник,
четырехугольник
Ориентировка во времени (1 часа)
Знать: понятия вчера, сегодня, завтра, называть месяцы года
Уметь: называть части суток, время года, дни недели.
6
Позже. Раньше; вчера, сегодня, завтра. Неделя.
1
Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от
любого дня
Количество и счет (14часов)
Знать: состав чисел первого десятка, состав чисел из двух меньших, цифры.
Уметь: называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и
число предметов, правильно пользоваться количественными и порядковыми
числительными, сравнивать числа в пределах 10, ориентироваться на листе
23

бумаги, называть части суток, время года, дни недели.
7
Знакомство с цифрой и числом «1».
8
Знакомство с цифрой и числом «2»
9
Знакомство с цифрой и числом «3»
10 Знакомство с цифрой и числом «4»
11 Знакомство с цифрой и числом «0»
Знакомство с цифрой и числом «5»
12 Сложение «+». Решение примеров +1
13 Вычитание «-». решение примеров -1
14 Решение логических задач
15 Решение стихотворных задач
16 Знакомство с цифрой и числом «6»
17 Знакомство с цифрой и числом «7»
18 Знакомство с цифрой и числом «8»
19 Знакомство с цифрой и числом «9»
20 Знакомство с цифрой и числом «10»

24

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2.2.3. Программа курса «Зелёная тропинка»

Пояснительная записка.
Программа «Зелёная тропинка» разработана на основе программы Н. А. Федосовой
«Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы
А.А.Плешакова «Зелёная тропинка», утверждённой МО РФ (Москва 2012 г.) в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 20 часов в год (по 1 занятия в неделю
продолжительностью 30 минут).
Для реализации программного содержания используются:
• А.А. Плешаков «Зелёная тропинка» Учебное пособие для подготовки детей к
школе. - М.: Просвещение, 2017.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». М.: Просвещение, 2016
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них
заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс
представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной
коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных
природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт
последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным
дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть
своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания
курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится
как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического
знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии,
физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная
первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания
соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки
малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе,
действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста
занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием,
раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д.
При этом большое
внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять
свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные
признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом
осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной
деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы
Курс «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных
предпосылок
учебной
деятельности,
познавательных
процессов
и
интеллектуальных способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательноисследовательская деятельность. Основное внимание уделяется формированию
универсальных предпосылок учебной деятельности - умении работать по правилу,
слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим
25

действиям.
Цель программы: Развитие у детей универсальных предпосылок учебной
деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей,
формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.
Задачи программы:
 Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
 Формирование познавательных действий, становление сознания;
 Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Программа является развивающей, в процессе её реализации у воспитанника
формируются универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом
предметного содержания:
Личностные – умение соотносить поступки, события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект
поведения.
Регулятивные – осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по
указанию взрослого; осуществлять контроль своей деятельности по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные – знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; анализ объектов;
сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление
классификации.
Коммуникативные – овладение определёнными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по
общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Данная программа основывается на развитии накопленных в дошкольном
возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены
непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарными
эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста
занимательной, игровой форме.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»
Звёзды, Солнце и Луна
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных
созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на
небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны
относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с
солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и
тень: постановка сценок театра теней.
Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения
радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с
солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
26

Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласаопределителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные
растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций.
Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой,
цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения,
их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные
растения.
Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по
натуральному образцу.
Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках,
муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание
изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших
отличительных признаков.
Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть?
Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или
Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные.
Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с
помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное
изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек,
украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий,
необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме
тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни
рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб.
Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего
природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков,
взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в
порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на
рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения
к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой
на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки
экологической этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие
признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинноследственных связей между различными сезонными изменениями (положение
Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с
27

помощью простейших моделей).
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров
положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на
поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в
природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду,
на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с
людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о
потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира
транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при
контактах с незнакомыми людьми.
Учебно-тематический план по разделам:
№ п/п
Наименование
Количество
часов
раздела
1
Звёзды, Солнце и Луна
1
2
Чудесный мир растений.
5
3
Наши друзья – животные
9
4
Круглый год
4
5
Окружающий мир и наша безопасность
1
Итого:
20 часов
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования в области познавательного развития:
1. ребёнок обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания: ребёнок интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей, обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором живёт, склонен наблюдать, экспериментировать;
2. ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками;
3. ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного
дополнительного образования.
Планируемые результаты:
Владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь
работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
перечислять в правильной последовательности времена года и кратко
характеризовать их признаки;
Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых
28

познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной
деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;
Проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным
для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного
движения и безопасного поведения в мире природы;
Проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению,
соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Календарно-тематический план курса «Зелёная тропинка»
№
п/п

Кол-во
часов

Тема занятия

1

Звёзды, Солнце и Луна (1 ч)
Звёздное небо. Солнце и Луна. Радуга.
Народные приметы.

2

Чудесный мир растений (5 ч)
Как узнать растения? Травянистые растения.
1

3
4

Кустарники. Деревья.
Декоративные растения. Овощи и фрукты.

1
1

5

Съедобные и ядовитые растения.
Лекарственные растения.

1

6

Мхи и папоротники. Грибы.

1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1

Наши друзья – животные (9 ч)
Как узнать животных?
1
В живом уголке.
1
Домашние животные.
1
Породы собак.
1
В мире насекомых.
1
В мире рыб.
1
В мире птиц.
1
В мире зверей.
1
Какие ещѐ бывают животные?
1
Круглый год (4 ч)
Времена года. Осень.
1
Времена года. Зима.
1
Времена года. Весна.
1
Времена года. Лето.
1
Окружающий мир и наша безопасность (1 ч)
Правила
безопасности
дорожного
1
движения. Пожарная безопасность.

29

Дата
проведения
план
факт

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
В целях обеспечения преемственности между дошкольным образованием и
начальной школой с учетом ФГОС, учебный план предусматривает систему
адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:
 «От слова к букве»;
 «Математические ступеньки»;
 «Зелёная тропинка».
Курс «От слова к букве» помогает практически подготовить детей
к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством
которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Изучается в объеме 1 час в неделю в период с ноября по апрель. Всего 20
часов.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений
проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства
объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать
относительность свойства, делать выводы. Изучается в объеме 1 час в
неделю в период с ноября по апрель. Всего 20 часов.
Курс «Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие
накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В
основе подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с
предметами, элементарные эксперименты. Изучается в объеме 1 час в
неделю в период с ноября по апрель. Всего 20 часов.
Учебный план не допускает дублирования программ первого класса.
Он инвариантен и обеспечивает подготовку детей к обучению в любой
системе школьного образования.

30

Учебный план
МКОУ «Куватская СОШ» на 2023-2024 учебный год.

Предметные
области

Учебные предметы

Количество
часов в
неделю/год

Формы
промежуточной
аттестации

1/20

Тестовая работа

Филология

От слова к букве

Математика

Математические
ступеньки

1/20

Тестовая работа

Обществознание и
естествознание

Зелёная тропинка

1/20

Тестовая работа

Итого

3 /60 часов

31

3.2. Календарный учебный график
МКОУ «Куватская СОШ»
на 2023-2024 учебный год.
1. Реализуемая программа:

Программа дополнительного образования детей «Школа будущего
первоклассника»
2. Регламентирование работы «Школы будущего первоклассника
• Начало работы «Школы будущего первоклассника»:
18 ноября 2023 года.
• Завершение работы «Школы будущего первоклассника»:
13 апреля 2024 года.
• Продолжительность работы «Школы будущего первоклассника»:
20 недель
• Количество рабочих дней в неделю:
1 день (суббота)
• Количество занятий в неделю:
3 занятия
• Количество учебных занятий в день:
3 занятия
3. Режим работы «Школы будущего первоклассника» по месяцам
Месяц
Дни недели (суббота)
Ноябрь
18, 25,
Декабрь
2, 9, 16, 23,
Январь
13, 20, 27,
Февраль
03, 10, 17,24
Март
Апрель

02, 09, 16, 23, 30
06, 13.

4. Режим работы «Школы будущего первоклассника» на день:
Начало режимного
Режимное мероприятие
Окончание режимного
мероприятия
мероприятия
8 ч. 50 мин
Приѐм детей у родителей 9 ч.00 мин
9 ч.00 мин
1-ое учебное занятие
9 ч. 30 мин.
9 ч. 30 мин.
1-ая перемена
9 ч.40 мин.
9 ч.40 мин.
2-ое учебное занятие
10 ч. 10 мин.
10 ч. 10 мин.
2-ая перемена
10 ч. 20 мин.
10 ч. 20 мин.
3-е учебное занятие
10 ч. 50 мин.
10 ч. 50 мин.
Передача детей
11 ч.
родителям

32

5. Расписание занятий «Школы будущего первоклассника»

Суббота

№ занятия

Группа №1

Учитель

1.
2.
3.

От слова к букве
Математические ступеньки
Зелёная тропинка
Группа №2

Панова Г.П.
Федотова И.М.
Мураенко Г.В.

1.
2.
3.

Математические ступеньки
Зелёная тропинка
От слова к букве
Группа №3

Федотова И.М.
Мураенко Г.В.
Панова Г.П.

1.
2.
3.

Зелёная тропинка
От слова к букве
Математические ступеньки

Мураенко Г.В.
Панова Г.П.
Федотова И.М.

3. Система условий реализации программы дополнительного
образования
Описание кадровых условий реализации программы
дополнительного образования
Количество
учителей
2023-2024

Показатели
Всего педагогов
Педагоги, имеющие образование:
Среднее
Средне-специальное, всего
В т.ч. педагогическое
Высшее всего
В т. ч. педагогическое
Педагоги, имеющие по стажу:
До 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 20 лет
Свыше 20 лет
Педагоги, имеющие квалификационные категории
Высшую
Первую
33

3
2
2
1
1
1
2
-

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Учебное и методическое пособия.
Волкова С.И. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. –
М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А. «Зелёная тропинка». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М.:
Просвещение, 2015.
Федосова Н.А. «От слова к букве.» Пособие для детей 5 – 7 лет в 2-х частях.
–
М.: Просвещение, 2016.
Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. «Программа по
подготовке к школе детей 5 – 7 лет». М.: Просвещение, 2016.
Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др. «Методические
рекомендации к программе «Преемственность». М.: Просвещение, 2016.
А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для обучающихся
начальных классов. – М.: Просвещение, 2013.

Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер.
4. Мультимедийная установка.
5. Аудиоцентр.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль.
9. Модель весов и набор гирь.
10. Модель часов.
Оборудование класса.
1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий,
учебного оборудования и пр.
4. Полки для книг.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».